Мастер-классы

Лейка "Старый дворик"
Для работы нам понадобятся:
- металлическая лейка
- грунт аэрозольный белый универсальный
- акриловые краски
- салфетка
- лак аэрозольный
- лак финишный
- шпаклевка, клей ПВА
- манка

1. Лейку обезжириваем, покрываем универсальным аэрозольным белым грунтом в 2 слоя.
2. Приклеиваем на ПВА с двух сторон фрагменты салфеток - у меня была салфетка 25х25, поэтому получилось как раз 2 четвертинки на боковинки (как видно на фото, грунт у меня заканчивался и на равномерное нанесение уже не совсем хватило).
3. Покрываем лаком на промежуточном этапе - у меня аэрозольный лак (1 слой) и мебельный Ир-КОМ в 3 слоя.
4. Зашкуриваем границы салфетки и подрисовываем фон немного, чтобы картинка была органичной.
 5. Акрилом темно-синего цвета окрашиваем носик, ручку и верх лейки в 2-3 слоя. Покрываем лаком в 3 слоя.
6. Дальше самый длительный этап - кирпичная кладка. Для этого предварительно маркером смываемым (он еще называется фантом, водный маркер, маркер для ткани и т.д., суть в том. что при попадании воды на нарисованное им изображение - оно исчезает) делаем набросок кирпичиков. Именно набросок, потому что в процессе все равно кладка ложится где-то больше где-то меньше, но основные линии не дают съехать.
7. Смешиваем шпаклевку+ПВА и наносим мастихином/палочкой/кисточкой кирпичики.
8. Ждем полного высыхания (это несколько часов, можно на ночь оставить) и грунтуем все что мы "наложили" белой акриловой краской, не забывая тщательно прокрашивать "швы" между кирпичиками.
9. После высыхания окрашиваем в нужный нам тон. Мне больше нравится, когда просматривается некая слоистость красок. Поэтому я крашу так: темным акрилом прохожусь несколько беспорядочно (все равно будет потом сниматься наждачкой), затем крашу более светлой краской, полностью перекрывая темный слой. Наждачкой мелкой снимаем верхний краски, чтобы проявить потертость. Затем сверху прохожусь разбавленной акриловой краской близкой по тонам, исключительно чтобы оттенить кирпичики.

10. Покрываем несколькими слоями лака.
11. Я сделала объемными некоторые детали: деревья, цветы. Для этого нужное место промазываем клеем ПВА и насыпаем манку сверху. После прокрашиваем акрилом в нужные цвета, подрисовывая мелкие цветочки. И в завершение несколько слоев акрилового матового лака (глянцевый на шпаклевке дает неестественный блеск).
Получается объем. Так проходимся по всем фрагментам, которые хотим выделить объемными. Ну и в итоге получаем такую работу:



Часы "В ожидании весны"

Для работы нам понадобятся:
- деревянная заготовка под часы
- грунт универсальный либо для деревянных поверхностей
- акриловые краски
- салфетка
- лак аэрозольный
- лак финишный
- замедлитель высыхания акриловых красок
- универсальный контур

В качестве дополнительных инструментов будем использовать силиконовые штампы, скрапбумага и декоративные элементы.

Итак, начнем:
1. У меня деревянная заготовка под часы, размером 22,50 х 30 см.
2. Заготовку грунтуем в 2 слоя прозрачной акриловой грунтовкой (я использую универсальный грунт глубокого проникновения, который подходит для дерева, бетонных и любых минеральных поверхностей). На фото также присутствует аэрозольный акриловый лак, который я использую в работе.
3. После полного высыхания грунта (для дерева это примерно 1 час) валиком или поролоновой губкой для мытья посуды наносим белую акриловую краску. После полного высыхания (полное высыхание легко определить прикоснувшись рукой к заготовке: при не досохшей краске поверхность на ощупь холодная) наносим второй слой белой акриловой краски. На некоторых фото присутствуют тени, т.к. процесс фотографировался глубокой ночью при искусственном освещении. Ждем полного высыхания краски.
4. Теперь можно приступать к приклеиванию мотива салфетки.
 
Приклеиваем мотив на разведенный ПВА (примерно 1:4, т.е. 1 часть ПВА и 4 части воды). Клеить большие фрагменты салфетки, или вообще ее целиком, удобнее с помощью обычного файла: кладем салфетку (предварительно отделенную от двух белых слоев) лицевой стороной на файл, наливаем в центр лужицу разведенного клея ПВА...
  ...мягкой кистью разгоняем клей по всей поверхности салфетки, разглаживая ее. В итоге у нас хорошо пропитавшаяся клеем салфетка.
Сливаем с файлика всю лишнюю жидкость, чтобы нигде не капало. Переворачиваем и вместе с файлом кладем на заготовку. На данных фото для наглядности проиллюстрирован процесс наклеивания салфетки на отдельном куске дерева (а не на нашей заготовке для часов), т.к. сразу этот этап не фотографировала.
Аккуратно, разглаживаем салфетку по поверхности, не снимая файлика. Для разглаживания я использую резиновый шпатель, который мягко и хорошо разгоняет все пузырьки. Можно использовать для разглаживания пластмассовую линейку, которой без нажима проводите по файлу, разглаживая поверхность салфетки. После того, как поверхность с изображением ровная, аккуратно поддеваете файлик и, придерживая уголок салфетки кистью, не спеша снимаете его. Снимать нужно спокойно, без спешки, иначе могут образовать воздушные пузыри. На заготовке остается ровно приклеенная салфетка.

5. После полного высыхания салфетки на заготовке покрываем изображение аэрозольным лаком в 2 слоя. Я всегда на этом этапе использую аэрозольный лак, т.к. если использовать обычный лак, то при намокании (от лака) салфетка может начать морщинить или потянуться за кистью и порваться, в итоге работа будет испорчена. 2-х слоев аэрозольного лака вполне достаточно для закрепления салфетки на заготовке. Потом ее покрываем слоем любого акрилового лака на водной основе.

6. Далее начинаем оформлять фон. На моей салфетке присутствует плавный переход фона от сливочного к небесно-голубому. Поэтому и фон часов я хотела сделать именно с таким переходом. Для этого я использую замедлитель высыхания акриловых красок. На палитре смешиваем белую акриловую краску + капля желтой охры (коричнево-желтый цвет) и подбираем максимально близкий к родному по оттенку цвет фона, варьируя с добавлением белого акрила. Когда цвет подобрали, губкой наносим краску в качестве фона на верхнюю левую часть заготовки, перекрывая немного и границы салфетки. На правую часть заготовки наносим небесно-голубой оттенок, соединив белую и каплю синей краски, также максимально подобрав оттенок. При этом я перекрываю надписи и узор, который изначально был на салфетке, чтобы сделать ровный цвет. На фото четко видны края салфетки и еще немного просматривается нижний узор.
Цвета сливочный и небесно-голубой наносим в 2-3 слоя, чтобы поверхность стала ровно прокрашенной. Обычно, границы салфетки все таки остаются видны, даже если вы перекрасили фон тон в тон. Поэтому я делаю так: покрасила фон в один слой акриловыми красками, покрыла изделие 1 слоем акрилового лака. Беру мелкую наждачную бумаги (0) и зашкуриваю границы салфетки. Убираем пылинки, снова прокрашиваем фон, снова лак и снова шкурим до гладкости. Таким образом и фон получается ровным и однородным, сглаживаются границы салфетки и я всегда оставляю последним слой с подкрашенным фоном. Т.к. в момент шкурения обычно образовываются мелкие бороздочки, которые видны даже после нанесения лака, а вот после нанесения акриловой краски они не видны, т.к. краска их полностью заполняет.
На углах, где идет переход цвета, используем замедлитель высыхания акриловых красок. Для этого в небесно-голубой оттенок добавляем каплю замедлителя и губкой наносим "смесь" на места планируемого перехода. Но не плотно, а местами, как бы рассеивая немного цвет. Движениями губки идем "снизу-вверх", т.е. непосредственно от голубого оттенка по направлению к сливочному. Затем в сливочный оттенок добавляет каплю замедлителя и губкой идем "сверху-вниз", теперь от сливочного к только что нанесенному голубому, немного перекрывая его. Цвета накладываются друг на друга, создавая в этом месте естественный переход оттенков. Точно также оформляем нижний левый угол.
7. Когда результатом остаемся довольны, приступаем к самой интересной части - прорисовке деталей: веточек, листиков, цветков вишни...
...где не хватает - дорисовываем сами...
... где нужно - просто "оживляем" цветом
8. Следующий этап - оформление ажурного фона. Для этого нам понадобятся силиконовые штампы. Силиконовый штамп кладем на акриловый блок, и губкой с акриловой краской промакиваем всю поверхность рисунка штампа.
Я выбрала темно-зеленый оттенок для узора. То, что оттенок насыщенно зеленый пусть вас не пугает, позже мы сгладим его интенсивность и насыщенность. Берем в руки блок со штампом (благодаря своему материалу штамп прочно держится на блоке), переворачиваем и прикладываем в желаемом месте. Получаем такой отпечаток:
Не стоит сильно давить на блок, т.к. при сильном надавливании на влажной краске штамп может сдвинуться и рисунок будет смазан. В данном случае не сильное надавливание дает четкий по контурам, но не очень равномерный по внутреннему окрашиванию рисунок, что создает эффект узора "проглядывающего" через основной фон. Так проходимся по всей поверхности часиков. После высыхания узоров приглушаем их яркость: поверх узоров губкой наносим тот же небесно-голубой акрил, который мы использовали в качестве фона. В один слой! На фото узор в левом нижнем углу уже приглушен, а соседние завитки еще нет, разница видна. Приглушаем завитки по всему периметру.
В итоге получается так. По верхней части часов также будет легкий узор, но его добавила позже, а причины описаны ниже.
9. Не забываем про торцы. Малярным скотчем аккуратно оклеиваем заднюю стенку, чтобы краска не попала на нее. Окрашиваем нижний и правый торцы в небесно-голубой цвет, а верхний и левый - в сливочный. Снимаем скотч.
10. Покрываем работу акриловым лаком в несколько слоев (как правило это 4-5). Я использую обычно или панельный лак IP-KOM на водной основе (он экологически чистый, без запаха) или ТИККУРИЛА для бань и саун (он износостойкий, так же без запаха).
11. Теперь переходим к циферблату. Работа получилась легкая и ажурная, поэтому мне не хотелось перегружать ее цифрами, которые будут отвлекать внимание от самой работы. Для циферблата вырезаем из плотной скрапбумаги круг желаемого диаметра и тонируем губкой края круга (я прошлась сначала светло-зеленой краской, а потом белой, в итоге почему-то получился голубоватый оттенок, но мне он отлично подошел).
Основные деления делаем с помощью вот такой вырубки из плотного картона. Вырезаем уголочки (их как раз 4).
Каждую фигурную деталь тонируем теми же оттенками, что и круг (светло-зеленой и белой), только не равномерно, а хаотично, так они смотрятся интереснее.
12. Вырезаем по центру маленькое отверстие для механизма. Приклеиваем основные деления на клей Момент-Кристалл. Сам циферблат к заготовке так же приклеиваем на Момент-Кристалл.
13. Изначально планировала, что узор на верхней части заготовки поставлю в последний момент, чтобы они "заходили" прямо на циферблат. Однако решила, что скрапбумага самодостаточна сама по себе и добавлять на неё ничего не стоит. Поэтому на те же штампы, которые использованы для оформления нижней части часов, нанесла акриловую краску оттенка кофе с молоком и "отпечатала" узоры и покрыла лаком (естественно, перед тем как приклеить на Момент циферблат к основе :) )
14. После "сборки" основы и циферблата добавляем немного декоративных точек белым универсальным контуром и оставляем сохнуть (т.к. полное время высыхания контуров от 6 до 12 часов).
15. У меня был часовой механизм с неподходящими по стилистике стрелками: во-первых они были стального цвета, во-вторых длинные. Поэтому стрелки тоже приводим в соответствие: обрезаем по длине и делаем треугольными.
 16. Стрелки обезжириваем спиртом и красим в темно-зеленый цвет акриловой краской. Секундную стрелку красим белым акрилом.
17. Очень люблю в работах использовать декоративные предметы, которые делаю работу интереснее, фактурнее. Люблю, когда работа вызывает тактильные ощущения и ее хочется потрогать руками. Поэтому в качестве завершающего штриха приклеиваем на секундную стрелку бумажный цветок и маленькую полужемчужину. Цветок будет вращаться вместе с движением секундной стрелки и привлекать внимание.
Мастер-класс получился довольно большим, но хотелось максимально изложить порядок действий :)